О Святогорске


История курорта | История монастыря | Архитектура монастыря | Транспорт | Ночные клубы | Кафе и магазины | Гос. учреждения | Предприятия | Видеоальбом | Фотоальбомы |

История монастыря

Святые горы. Святогорье — удивительный природный уголок, расположенный на севере Донецкой области. Святогорск красив в любое время года.

 

Святогорская Свято-Успенская обитель.Святогорская Свято-Успенская обитель.

На правом берегу Донца высятся причудливые холмы, именуемые горами Артема.

Они покрыты зелеными вековыми дубами, ясенем, липами… Величаво встает из кряжа белый великан — меловая скала с пятью конусами.

С ее вершины открывается даль, изумительная по своей красоте.

История не сохранила свидетельств о первых поселенцах Святых Гор и времени сооружения пещер меловой скалы. Однако, не вызывает сомнений то, что первоначальная история этого уникального архитектурного памятника уходит вглубь веков. Существует несколько предположений о возникновении Святогорской Свято-Успенской обители.

Одно из преданий гласит, что первыми поселенцами Святогорска были иноки Киево-Печерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г. Часть монахов, спасшихся от неволи, ушла на берега Северского Донца и основала Святогорский монастырь. «Спасшиеся же от меча татарского, — говорится в одной из летописей — удалились по окрестным лесам и дебрям и заложили жилища свои в горах Донца живописнейших».

К истинности этого предания склоняет то, что местные храмы соименны храмам Киево-Печерской Лавры.

Другое предание гласит, что Святогорская обитель основана иноками Святой Афонской Горы. Говорили, будто бы однажды афонские монахи, плывшие в Россию, ошибочно приняли устье Дона за Днепровский лиман, и, продвигаясь вверх по реке, вошли в Северский Донец. Живописная местность и белые меловые горы поразили их и монахи решили уединится здесь.

Эта версия подтверждается погребением монахов по афонскому обычаю. Только на Афоне существовал обычай, по которому ровно через три года после смерти монаха откапывали его могилу; кости собирали в отдельные помещения, а черепа устанавливались в монашеских кельях. Такой способ захоронения завели у себя и древние монахи Святогорска.

Наконец, третьи историки приводят веские доводы о том, что Святогорск первоначально возник, как оборонительный пункт на юге страны и служил нашим предкам надежной защитой от набегов враждебных кочующих племен. Именно с этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры. Некоторые историки предполагают, что Святогорск был основан еще до татаро-моногольского нашествия, т.е. до середины XIII столетия. Вполне допустимо, что в те далекие времена здесь был основан и монастырь. Впервые Святогорск упоминается в официальных документах XVI века, когда он был одним из сторожевых пунктов Киевской Руси. В 1526 году германский посол при московском дворе Сигизмунд Герберштейн, в своей книге «Записки о Московских делах», упоминает и местность под названием «Святые Горы», лежащую при Донце.

Первое же свидетельство существования обители относится к 1624 году. Это Государева грамота на получение монастырем ежегодного содержания деньгами и хлебом. Цари Российские видели и ценили заслуги Святогорской обители. Михаил Федорович и Алексей Михайлович обращали особое внимание на Святые горы. Они повелели для защиты монастыря, держать там особенную стражу. Цари Федор и Иоанн Алексеевичи давали грамоты, обеспечивающие обитель от разных неприятностей и притеснений. Государство наделило монастырь землями и угодьями.

В XVI веке главным храмом в небольшой еще обители служила пещерная церковь Николая Чудотворца, ископанная в глубине утеса.

После моровой язвы, посетившей многие места нашего Отечества в начале ХVIII века, Святогорская обитель была страшно опустошена. Она разорилась и обеднела иноками.

Через несколько десятилетий монастырь был вновь обустроен и обеспечен землями и всем необходимым для безбедного существования.

Именно в это время появляется Николаевская церковь — наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса. 

Святогорская Свято-Успенская обитель, меловая церковь Святого Николая. Николаевская церковь.Меловая церковь Святого Николая (Николаевская церковь).

Николаевская церковь — уникальное сооружение. Ее алтарь, расположенный, как принято, в восточной части, высечен в массиве скалы. Отличительная особенность храма — композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утеса, возникла необходимость построить новый храм. История сооружения храма имеет вековую легенду. Согласно нее, строительство велось в тайне, за меловой стеной, оставленной для маскировки перед фасадом здания.

После окончания постройки, в одно прекрасное утро, на рассвете, стена была обрушена и, на месте голого утеса встал красивейший храм. За это в народе он получил название «Меловая церковь».

В XVII — начале XVIII веков Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначальные оконные проемы XVII века имели форму бойниц.

Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе.

Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.

Недалеко от Святых гор располагалась столица половцев Саркель (Белая Вежа). Этот утес служил для нее как бы естественной крепостью. А в те времена, в укреплениях обязательно делали тайные ходы к воде, чтобы не погибнуть от жажды во время осады, когда все наземные пути перекрыты. Пещерный комплекс, протяженностью более 800 метров, вырубленный руками неизвестных тружеников, представляет собой сложный лабиринт ходов, подземные церкви и кельи, трапезную и некрополь.

Кроме Николаевской церкви в комплекс мелового утеса входит небольшое сооружение, расположенное к востоку от нее. Это так называемая Андреевская часовня или Верхний павильон паломников.

Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, — Андрей Муравьев, — часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела — Андрея Первозванного — и была освящена часовня. Памятник построен в середине XIX в. 

Святогорская Свято-Успенская обитель, Андреевская часовня. Во имя Андрея Первозванного.Андреевская часовня.

Это четырехстолбовая беседка, имеющая шатровое завершение.

С площадки Верхнего павильона паломников открывается живописный вид на левый берег Северского Донца.

Именно об этом месте святитель Филарет сказал: «Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?.» В конце XVII — начале XVIIIв.в. окончательно сформировался архитектурный ансамбль на «подоле».

В 1698г. началось строительство Успенского собора на средства полковника Изюмского полка Ф.В. Шидловского.

В 1708г. строительство было закончено. В этот период строится ряд хозяйственных помещений, надвратная колокольня.

В 1774г. посещает монастырь академик Гильденштейн, который в своем дневнике оставил следующую запись: «… у подножия крутых гор и лежит Святогорский монастырь; монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, где живет архимандрит с остальными монахами, окружены четырехугольной стеной, каждая из которых имеет шагов 60».

На тот момент в собственности монастыря было около 2000 душ крепостных, более 27 тысяч десятин земли. Настоятелем обители был архимандрит Венедикт. Монастырь процветал.

В конце ХVIII века, в период правления Екатерины II, была проведена секуляризация монастырских и церковных земель с целью укрепления политической роли дворянства и его материальной поддержки. Святогорский монастырь готовился встретить царственную гостью, но… вместо нее, 29 августа 1787г. явился начальник экономии Екатеринославского наместничества Корбе. На основании указа о закрытии некоторых монастырей, в том числе и Святогорского, описал все имущество, приставил к нему караул. Монахов выслали из монастыря, имущество поступило в казну, на долгие десятилетия обитель закрылась…

Обитель была преобразована в поместье Екатерины ІІ, которое она вскоре передала своему фавориту светлейшему князю Таврическому — Григорию Потемкину. В сохранившейся переписке Екатерины с Потемкиным имеется письмо, где императрица жалует ему эту «дачку с рощицей».

После смерти Григория Потемкина Святогорское имение переходило по наследству его родственникам; племяннику генералу Энгельгардту; от него к его сестре княгини Софии Юсуповой (бывшей в первом замужестве за Потемкиным — однофамильцем Григория Потемкина). После смерти княгини Юсуповой имение перешло к ее сыну от первого брака графу Александру Михайловичу Потемкину, отставному полковнику гвардии, предводителю С.-Петербургского дворянства.

Более полувека монастырь находился в запустении. Пришли в упадок его деревенские постройки, в некоторых пещерах произошли обвалы.

В 1844 году по инициативе владельцев монастырских земель Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, и ряда духовных лиц, указом императора Николая І, монастырь был вновь открыт.

Деревянные постройки XVII — XVIIIв.в. были снесены и началось строительство новых каменных зданий. Отремонтировали Николаевскую церковь, Успенский собор, расчистили пещеры.

Святогорская Свято-Успенская обитель в XIX веке.
Святогорская Свято-Успенская обитель в XIX веке.
1 — Успенский Собор, 2 — Покровская церковь с колокольней, 3 — Меловая скала и церковь Св. Николая, 4 — Преображенская церковь, 5 — Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 6 — Подземная церковь Антония и Феодосия, 7 — Гостиница, 8 — Братские корпуса, 9 — Дом князей Потемкиных.
Успенский собор, Святогорская Свято-Успенская обительУспенский собор.

Успенский собор является главным храмом обители. Возведен он в 1859-1868 годах по проекту Петербургского академика А.М. Горностаева. Подрядчиком строительства был крестьянин Владимирской губернии Яков Еремин.

Это наиболее монументальное сооружение монастыря сочетает в себе элементы русского и византийского архитектурного стиля.

Золотые купола Руси… Кто не слышал этого выражения! Но это не только поэтический образ. Не медью, не латунью, а именно золотом, и, притом, золотом самой высшей пробы покрывают купола. Для этого используют так называемое сусальное золото.

Покровская церковь. Во времена расцвета Святогорского Свято-Успенского монастыря, до событий 1917 года, все входящие в монастырь видели сначала Покровскую церковь, являвшуюся как бы лицом обители.

На ее колокольне было установлено восемь колоколов, главный из которых весил более шести тонн (394 пуда). Известно, что звуки хорошо разносятся над водой, так что не удивительно, что вдоль Донца звон на колокольне Покровской церкви слышен и за десять километров.

Иконная лавка.Иконная лавка.

В барабане колокольни были встроены часы, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином.

До революции монастырь был одним из крупнейших на Восточной Украине. Десятки тысяч людей (15-20 в праздники, 3 в будни) ежедневно стекалось сюда на молебны.

В 1922 году на базе комплекса строений Святогорского монастыря был организован дом отдыха.

В 1993 году обитель была восстановлена. 

Иконная лавка. В иконной лавке монастыря можно приобрести духовную литературу и иконы, а также все необходимое для церковных обрядов.