О Святогорске


История курорта | История монастыря | Архитектура монастыря | Транспорт | Ночные клубы | Кафе и магазины | Гос. учреждения | Предприятия | Видеоальбом | Фотоальбомы |

Историко-архитектурный комплекс монастыря

Успенский собор.

Успенский собор является главным храмом обители. Возведен он в 1859-1868 годах по проекту Петербургского академика А.М. Горностаева.

Успенский соборУспенский собор

Это наиболее монументальное сооружение монастыря сочетает в себе элементы русского и византийского архитектурного стиля. Золотые купола Руси… Кто не слышал этого выражения! Но это не только поэтический образ. Не медью, не латунью, а именно золотом, и, притом, золотом самой высшей, 999, пробы покрывают купола. Для этого используют так называемое сусальное золото. И нет более красивого зрелища, чем золотые купола церквей, сияющие под солнцем!

Купол храма это не просто символ и украшение. В давние времена, когда христианство только зарождалось, на три века Римский император загнал христиан в катакомбы. Но катакомбы — это полукруглые своды. Здесь сложилась культура подкупольного пения, ведь в языческие времена пели не в самом храме, а около него. Когда же христиане вышли на поверхность, оказалось, что в античной церкви петь нельзя. Не поется. Тогда и вспомнили о куполе, ведь его знали и раньше. Словно бы извлекли из-под земли катакомбный свод и поместили его на базилику.

Покровская церковь.

Во времена расцвета Святогорского Свято-Успенского монастыря, до событий 1917 года доступ в обитель осуществлялся по старому, ныне не существующему мосту. Все входящие в монастырь видели сначала Покровскую церковь, являвшуюся как бы лицом обители.

Покровская церковьПокровская церковь

При формировании архитектурного ансамбля Святогорского монастыря использовались проектные разработки известного российского архитектора, автора проектов храма Христа Спасителя, Кремлевского дворца в Москве Константина Тона. К числу его выдающихся произведений можно причислить и Покровскую церковь Святогорского монастыря. Построена она в 1850 году на средства монастыря и графа Потемкина.

Над зданием церкви возвышается колокольня, построенная в классическом стиле. Накладные колонны строго цилиндрической формы, купол без граней, основанием вписывающийся в окружность и строгие архитектурные профили под ним — вот основные признаки классицизма.

Известно, что звуки хорошо разносятся над водой, так что не удивительно, что вдоль Донца звон на колокольне Покровской церкви слышен и за десять километров.

В барабане колокольни были встроены часы, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином.


Храм Святителя Николая Мирликийского.

Храм Святителя Николая МирликийскогоХрам Святителя Николая Мирликийского

Церковь Николая чудотворца принадлежит XVII веку. Простота, простота и вместе с тем изящество линий, обуславливают красоту этого произведения искусства.

Говорят, во времена, когда здесь только зарождалась обитель; в старой Николаевской церкви, той, что в глубине утеса, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным, и является одной из главных святынь монастыря.

С этим столбом связано поверие, что его мел помогает от зубной боли. Но для этого необходимо взять и погрызть столб! Через некоторое время, в результате такого лечения, пришлось обложить изрядно похудевший столб кирпичом, чтобы не обрушились перекрытия.



Часовня Андрея Первозванного.

Именно об этом месте святитель Филарет сказал: «Здесь так близко от неба, и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где!?..» Для этого и была создана эта часовня.

Часовня Андрея Первозванного.Часовня Андрея Первозванного.

Часовня, это как бы маленькая частица храма, но, в отличие от церкви, не имеющая ни алтаря, ни престола, — здесь служатся только молебны.

Брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, — Андрей Муравьев, — часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его ангела — Андрея Первозванного — и была освящена часовня.

Часовня Андрея Первозванного также, по расположению, называется «Верхний павильон паломников». Поднимаясь по Кирилло-мефодиевским сходам, они выходили на эту площадку и, естественно, останавливались взглянуть на великолепный пейзаж, открывающийся отсюда.


Скит.

Некоторым монахам жизнь в монастыре казалась слишком оживленной: множество паломников, пышные церковные службы — все это не давало им сосредоточиться на духовной жизни. Для таковых, полутора километрами западнее, в живописном меловом ущелье, был создан скит.

Всехсвятский скит, Скит Всех Святых Земли РусскойСкит Всех Святых Земли Русской

Скит, или по-иному «особножительство», является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются «особно» — в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии «метания камня», то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту совершались только по воскресеньям, в отличие от ежедневных литургий в монастыре. В будни скитяне практически не покидали своих келий. Жизнь скита наиболее соответствовала идеалам древнего отшельничества.

Деревянный храм, обнесенный частоколом — пожалуй, самое необычное из сооружений Святогорья. Это — Всехсвятский скит, или правильнее — Скит Всех Святых Земли Русской. Сейчас здесь уже живут монахи. К сожалению, попасть на его территорию можно только четыре раза в год — в скит удаляются, прежде всего для того, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром.

Скит Всех Святых возводится на месте скита Св. Арсения, разрушенного в период Великой Отечественной войны. Был у монастыря еще один скит — близ станции Борки на территории современной Харьковской области, основанный на месте железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., во время которой чудом осталась в живых возвращавшаяся из Крыма царская семья.


Преображенская церковь.

Ранее, выше скита, на вершине горы, располагалась Преображенская церковь, поставленная в 50х годах XIX столетия на средства графини Потемкиной. В честь храма, эта гора называлась «Фавор», — согласно библии, именно на фаворской горе произошло Преображение Господне.

Маленькая оригинальная деревянная церковь, с высокой квадратной башней, господствовала над всей близлежащей местностью и поистине была украшением обители. Но, доступ к храму был затруднен, — только тропинка вела к нему. Эта церковь, в основном посещаемая лишь графской семьей, по смерти Татьяны Борисовны Потемкиной пришла в упадок и была разобрана на составные части, для дальнейшего использования на нужды обители.


Церковь Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Церковь Антония и Феодосия Киево-Печерских.Церковь Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Сохранились остатки пещерной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это сооружение относят к периоду зарождения христианской жизни в Святых горах. Ископано оно было не позднее конца XV века. Древнейшая история храма неизвестна. Он использовался монахами до конца XVIII века и впоследствии был заброшен.

За 56 лет запустения монастыря, храм занесло землей, и даже место его расположения было забыто.

После восстановления обители в 1844 году, монах Феофил несколько раз на этом месте видел ночью свет, идущий как бы из-под земли. Поиски его источника не к чему ни привели. Тогда обратились к старожилам здешних мест, и один 100-летний старец, впоследствии монах Мафусаил, из села Богородичного вспомнил о древней заброшенной церкви.

Она была отрыта, расчищена, и освещена во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Это был небольшой храм, находящийся в глубине скалы, состоящий из маленького помещения для проведения служб, и нескольких прилегающих к нему пещерок с могилками.

На поверхности, при входе в церковь, было расположено кладбище благодетелей обители. На нем были похоронены весьма известные фамилии, — Куракины, Платовы, Голицыны, Юсуповы, Илловайские. Было здесь место и для супругов Потемкиных, — но судьба распорядилась иначе: они похоронены недалеко от Петербурга.


Могила Иоанна Затворника.

В 1844 году, в Святогорскую обитель из Глинской пустыни, пришел простой монах Иннокентий. Кто бы мог подумать, что через несколько поколений его будут почитать его как великого святого, Иоанна Затворника Святогорского.

Могила Иоанна Затворника.
Могила Иоанна Затворника.

Иеросхимонах Иоанн (в миру — Иван Крюков) родился в Курске в 1795 г. в бедной семье. С детства ему пришлось испытать много несправедливости. Отданный учеником в изразцовую мастерскую Иван на протяжении семи лет был вынужден терпеть побои и издевательства хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл свое изразцовое заведение, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. Но было у Ивана Крюкова призвание, он мечтал с ранних лет о монашеском служении. Исполнить свою мечту Иван смог только в зрелом возрасте, после смерти жены и родителей.

В 38 лет он приходит в Глинскую пустынь и полтора года является послушником, только после чего получает право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладевает грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре становится экономом. Когда был вновь открыт монастырь в Святых Горах, Иоанна направляют туда. Там он тоже получает послушание эконома.

Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко: «Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился „отсечь“ часть горы под гостинницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия и гора была „отсечена“. Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но как упорное козлище, исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы. Потом уж его и смирять перестали — махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина. Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять „отсекает“ горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы».

Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов. То, что иеромонаха Иоанникия определили на столь ответственное послушание, означало одно — духовную зрелость. Но вряд ли духовное окормление верующих было его настоящим призванием — все-таки на этой должности требовались образованность и красноречие. И тогда Иоанникий решает принять великую схиму и уйти в затвор.

Великая схима, или образ ангельский, — высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский — великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.

«Убедившись, что Иоанникий не превозносится, — пишет Немирович-Данченко, — а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру — и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.

Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу — тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы — вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб — и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались. Пробовали его испытывать — выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно». Семнадцать лет иеросхимонах Иоанн, вплоть до своей смерти в 1867 г., провел в затворе. Не так давно Иоанн Затворник был канонизирован, его мощи находятся в Успенском соборе, а могила — место паломничества.


Кирилло-мефодиевские сходы.

Это была лестница, соединяющая нижнюю террасу монастыря и Николаевскую церковь. Состояла она из галерей, украшенных богатой внутренней росписью, перемежающихся крытыми площадками для отдыха. Возможно, многие из фресок галерей принадлежали кисти Репина, который здесь бывал. Сооружение несло множество красивейших башенок и золотые главки.

Лестница имела 511 ступеней и позволяла добраться до вершины значительно легче, чем по пещерам. Построена она была в 1851 году, на средства, пожертвованные помещиком Шабельским. В последующим, значительными оползнями, она была разрушена. То, что уцелело от оползней, погибло в советское время. До наших дней сохранились только две полуразрушенные башни, и несколько кусков кладки.


Восточная башня.

Во времена набегов Крымских татар, монастырь, игравший роль форпоста Руси, был обнесен высокой бревенчатой крепостной стеной. Она со временем обветшала и разрушилась. После вторичного открытия, в 1850 году, на месте этих развалин была возведена новая кирпичная стена с четырьмя угловыми башнями. В 1922 году, при переоборудовании монастыря для нужд санатория, стена была уничтожена, до наших дней от нее уцелело только две башни — восточная и западная.


Западная башня.

Это крайняя западная точка бывшей территории монастыря. Отсюда открывается один из интереснейших видов на Николаевский храм. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утеса, возникла необходимость построить новый храм. Таким образом, появилась церковь Святителя Николая Мирликийского — одно из лучших творений украинского народного зодчества ХVІІ века.


Дом настоятеля.

Это строение 1851 года. Здесь находились покои архимандрита, комнаты келейников, обслуживающих настоятеля, гостиная и подсобные помещения.

Интересно, что при восстановлении обители в 1844 году настоятелем был отец Арсений, так зовут и теперешнего настоятеля архимандрита Арсения, под руководством которого за промежуток менее десяти лет, архитектурный комплекс монастыря, пришедший за время советской власти в аварийное состояние, приобрел свой настоящий вид.

Гостиница.

Сооружение датируется второй половиной ХІХ века. Построено оно было двухэтажным, содержало около 200 номеров для паломников, кроме зала для общей трапезы и служебных помещений. Простой народ размещался в нижнем, полуподвальном этаже.

В 1900 году здание реконструировано, в связи с нехваткой помещений было достроено еще два этажа.

Во время Великой Отечественной войны, гостиница была частично разрушена, и, после восстановления в 1950 году, приобрела свой настоящий облик.

В состав гостиничного комплекса, кроме рассмотренного, входило еще пять помещений — в них располагалась женская больница, чайная, трапезная, амбар для вещей и дополнительные номера для приезжих.


Пещеры.

Пещерный комплекс является древнейшей частью монастыря. Протяженность его более 800 метров.

Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе. Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.


Дуб Камышева.

Владимир Камышев — гвардии лейтенант артиллерии, во время Великой Отечественной войны служил корректировщиком огня.

Дуб КамышеваДуб Камышева

Под покровом темноты он пробирался в стан врага, маскировался на какой-либо высокой точке с хорошим обзором местности и, с наступлением утра, корректировал огонь артиллеристских батарей для успешного поражения техники противника. Но — нелепая случайность — немцы заметили солнечный луч, отразившийся от линзы бинокля Камышева. Дуб немедленно был окружен, фашисты обложили его хворостом, решив сжечь дерево вместе с отважным лейтенантом. Видя неминуемую гибель, Камышев навел огонь орудий на себя. Прямым попаданием снаряда дуб был разрушен, герой погиб; но дорого заплатили враги за его смерть, — около 30 немецких солдат нашли свою могилу под этим деревом.


Мемориал жертвам ВОВ, памятник Артему.

Во время Великой Отечественной войны, на территории города и прилежащих сел, кипели бои. Эта местность не раз переходила из рук в руки, и в каждой битве наши воины проявляли чудеса героизма.

Более тысячи советских воинов полегло на полях брани в окрестностях Славяногорска. Их имена не забыты, они увековечены в камне этого мемориала…

Святогорский колосс — памятник АртемуСвятогорский колосс — памятник Артему


Святогорский колосс — памятник Артему. Воздвигнут он в 1927 году известным архитектором Кавалеридзе.


Занимательна история создания монумента. В 1925 году на этом месте стоял небольшой крест. Советская власть не могла с этим смириться, и было решено установить здесь какой-нибудь памятник. Был объявлен конкурс на лучшее предложение. Конечно, циклопический проект Кавалеридзе был вне конкуренции, но по смете на строительство памятника выделялось только 9 тысяч рублей, и не копейкой больше…

Каково же было удивление жюри, когда архитектор согласился принять в качестве вознаграждения деньги, оставшиеся от сметы после установки монумента! Естественно, от таких предложений не отказываются, и проект Кавалеридзе занял первое место, и стройка началась.

Большая часть работ выполнялась вручную, на террасе монастыря из железобетона отливались небольшие части, которые на небольшом грузовичке поднимались на гору и, с помощью обычного автокрана устанавливались на место.

Итак, через два года колоссальный 1000 тонный 27-и метровый памятник в стиле кубизма был воздвигнут. И, что примечательно, труд архитектора не остался без награды — от сметы к тому времени еще оставалось 103 рубля…

Пусть Кавалеридзе не разбогател на этой постройке, но зато его имя будут помнить до тех пор, пока стоит этот монумент.